Крым, татары и армяне.
Все мы знаем о противостоянии армян и татар (азеров) в Закавказье, но мы сейчас поговорим ещё об одном регионе тысячелетнего опыта совместного проживания армян и татар - Крым.
Мало кому известно, но в 14 веке (за 300 лет до присоединения к России Екатериной Второй) , в Крыму (Таврии) жило 600 тысяч человек, из которых 200 тысяч (33%) армяне, 200 тысяч (33%) греки, 150 тысяч (25%) татары и 50 тысяч (9%) другие .
Армяне составляли более 70% населения Феодосии (Каффа) , Сурхата (Сурб Хач), более 50% населения Алушты и Ялты. А юго-восточная часть Крыма, со столицей в Феодосии, называлась Армения Мартина. По состоянию на 1400 год, в Крыму действовало 75 Армянских Апостольских церквей.
Армяне жили в Крыму задолго до русских, задолго до украинцев и задолго до татар. Уроженцем Крыма был армянин Вартан, который в 7 веке стал императором Византийской империи. Естественно, во времена Вартана, никаких татар в Крыму ещё не было.
В Крыму родились и творили огромное число средневековых армянских писателей, математиков, богословов.
Самым известным уроженцем Крыма был Ованес Айвазян (Иван Айвазовский), именем которого назван аэропорт в Симферополе.
В 1475 году, огромная турецкая армия вторгается в Крым и захватывает полуостров.
Из 200 тысяч армян ,более 150 тысяч бегут в Польшу. Потомками бежавших в Польшу крымских армян были Гжегож Пирамович (автор Конституции Польши), Теодор Аксентович (известный польский художник), Кшиштоф Пендерецкий (композитор), Игнаций Лукасевич (он изобрёл керосин и керосиновую лампу ) и другие.
В самом Крыму осталась небольшая колония армян (составлявшая 25% населения Феодосии и окрестных поселений) , которых в 1776 году, А. В. Суворов депортировал на Дон.
Там крымские армяне основали город Нор-Нахичеван (новое первопристанище в переводе) и 5 поселений вокруг него, которые соответствуют современному городу Ростов - на-Дону.
После присоединения к Российской империи в конце 18 века, часть крымских армян вернулась обратно в свои дома.
В 1944 году, армяне, составлявщие на тот момент 20% населения Феодосии, Сурхата, Старого Крыма, вместе с крымскими татарами, которые на тот момент составляли 20% всего полуострова и крымскими греками, были депортированы в Среднюю Азию.
Позже, все репрессированные народы были реабилитированы и крымские татары рынулись обратно в Крым.
Крымские татары вернулись, а вот крымские армяне и греки нет.
Сейчас Турция, во главе с президентом Эрдоганом, активно финансирует Крым, строит там мечети. Возле Симферополя даже строят самую большую мечеть в Европе, которая очень похожа на греческий собор Святой Софии в Стамбуле, который турки переделали в мечеть . А вот многочисленные древние армянские церкви Крыма в печальном положении. Некоторые на грани полного разрушения (как например церковь 14 века святой Егия), некоторые заброшены и являются местом куда ходят колоться наркоманы (как например церковь 14 века армян-католиков в Феодосии), некоторые переделаны под русские православные (как Карантинная церковь 9 века в Феодосии), некоторые закрыты от глаз туристов высокими закрытыми стенами и воротами с большими заржавевшими замками (как например 600 летняя церковь святого Гавриила), некоторые используются как просто этнографический музей (как например комплекс 13 века Сурб Хач в Старом Крыму или церковь 11 века Сурб Саркис в Феодосии ),а некоторые переделаны под мечеть (как например старинная церковь армян - униатов в Судаке).
Татары добились даже того, что их язык признан в качестве государственного языка в Крыму, наряду с русским и украинским.
А что армяне?
А армяне проводят концерт Арменчика в Москве............
PS
В отличии от Закавказья и Малой Азии, где армяне и турко-татары уже тысячу лет ведут между собой борьбу на полное уничтожение, здесь, в Крыму, тысяча лет истории не зафиксировало ни единого эпизода конфликта между крымскими армянами и крымскими татарами. Здесь в Крыму даже сформировалась уникальная этнографическая группа, представляющая из себя совместное "детище" армян и татар - это так называемые армяно-кыпчаки, которые говорили на армяно-кыпчакском языке (ныне вымерший тюркский язык, который содержал в себе существенный армянский пласт), были последователями Армянской Апостольской церкви, но вели чисто тюркский уклад жизни, писали книги на армяно-кыпчакском тюркском языке, но армянскими буквами. Единственное противоречие между крымскими армянами и татарами, о котором они не говорят вслух, но держат в себе - это геополотическая ориентация: татары хотят видеть Крым в составе Турции, а армяне хотят видеть Крым в составе России.
Но это, как я уже сказал, тайные мысли татар и армян, о которых они не говорят в слух.